Залина Тогузаева, возглавляющая Вторую городскую клиническую больницу уже шестой год, рассказывает о работе, коллективе, трудностях и радостях профессии.
– Залина Хадисовна, начнём разговор традиционно: как пришли в профессию?
– Если честно, поначалу я хотела стать экономистом. Однако, учитывая профессию родителей, можно сказать, что выбор был предопределён. Моя специализация – акушерство и гинекология. Главврачом больницы я работаю с 2016 года. Насколько хорошо мне это удаётся, судить не берусь: считаю, что оценку должны давать другие, в первую очередь – пациенты и коллектив. Единственное, что могу сказать, – я никогда на сто процентов не довольна сделанным, считаю, что надо работать лучше и делать больше.
– Тем более, что и больница немаленькая…
– Больница рассчитана на 210 коек. В пандемию разворачивали до 220. Это действительно было очень тяжёлое время, и тогда коллектив больницы проявил себя с лучшей стороны, работники доказали, что они настоящие профессионалы. Поэтому благодарить за успешную работу в период пандемии необходимо в первую очередь их.
Я постоянно чувствовала поддержку коллектива, который принял все вызовы с полной готовностью. Те, у кого были особые обстоятельства – допустим, маленькие дети, находились в отпуске до вакцинации. После вакцинации все вышли на работу, за исключением двоих, которым было больше 65. Что касается поддержки руководства, то она также была постоянной и всесторонней, оперативно реагировали на все наши нужды.
– А что было самым сложным в этот период?
– Думаю, то, что мы – не инфекционисты и даже не терапевты. Мы являемся учреждением хирургического профиля, хирургам пришлось стать инфекционистами. И здесь опять-таки заслуга коллектива, он справился с этим вызовом на «отлично», плюс помощь специалистов РКБ, которые были привлечены к работе у нас на эти два года. Потом стало легче, когда вышли рекомендации. Но поначалу было очень нелегко и среднему, и младшему медперсоналу. К тому же и болезнь новая. Опять-таки отдаю должное коллективу.
– Пришлось на ходу переучиваться, так получается?
– Да, было организовано непрерывное онлайн-обучение, постоянно проводились вебинары с участием специалистов ведущих столичных ковидных госпиталей, в том числе «Коммунарки». В пандемию нас оснастили компьютерным томографом, передвижным рентгенаппаратом, УЗИ-аппаратом экспертного класса, мониторами для наблюдения пациентов.
– А что было самым сложным?
– Для меня как для руководителя – осознание ответственности перед сотрудниками и пациентами. Я уже не говорю о том, что в числе пациентов были и сами сотрудники. Это стало очень серьёзным испытанием для нас – постараться обойтись без жертв. Ещё одним сложным испытанием была необходимость налаживания непрерывного медикаментозного обеспечения.
– Со стороны населения поначалу не было должного понимания ситуации. Как справлялись с этим?
– Да, но эти сложности воспринимались не столь остро, как только что перечисленные. Хотя, конечно, сталкивались не то что с непониманием, но и с прямой агрессией. Поэтому нам пришлось стать не только инфекционистами, но и психологами. Ведь у многих пациентов не выдерживала нервная система. Особенно у пациентов ковидных. К счастью, среди членов моей семьи и моих близких непонимающих не было. Никому ничего объяснять не пришлось, они жили этим вместе со мной, и как только появилась вакцина, привились.
– Вам довелось побывать в Турции для обмена опытом. Расскажите об этом.
– Да, Турция показывала хорошую статистику низкой летальности. Мы поехали туда ознакомиться с их опытом. Правда, в итоге оказалось, что никаких чудодейственных препаратов они не используют. В основном своими успехами обязаны тому, что население очень ответственно подошло к соблюдению профилактических мер: все безоговорочно соблюдали масочный режим, не нарушали комендантский час, с готовностью прошли вакцинацию. В этом плане мы не видели никакого сопротивления со стороны людей, все записывались сами.
– Давайте теперь вспомним, что ковидом работа не ограничивается.
– Да, у нас ещё хирургия, урология и гинекология, колопроктология. Поэтому мы очень ждём, когда наконец справимся с ковидом, и коллектив сможет приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей.
– Легко ли быть эффективным управленцем в большом коллективе?
– На самом деле коллектив не такой уж и большой – есть и покрупнее. Что касается управления, то здесь не меньший эффект имеют достоинства самого коллектива: он очень слаженный, поскольку его основной состав работает ещё со дня основания больницы в 2000 году, и поддержку его я ощущаю непрерывно. Поэтому говорить о каких-либо особых механизмах управления не приходится. Если бы я хотела изменений, то не в плане управления, а в плане, допустим, улучшения хирургического корпуса. Я хотела бы видеть его более современным, ведь медицина не стоит на месте, в том числе меняются требования к помещениям и технике.
– Остаётся время на отдых и на себя при таком графике?
– Увы, полноценного свободного времени у меня давно не было. Но всё равно стараюсь уделять семье максимальное внимание, насколько возможно. На большее времени не хватает. Дети всё понимают.
– Как врач что вы хотели бы сказать простым гражданам, которые, как показали последние события, не уделяют времени ни своему здоровью, ни просвещению?
– Начать уделять время здоровью. Проходить диспансеризацию. Работа амбулаторно-поликлинического звена в нашей республике налажена на хорошем уровне. Необходимо перестать испытывать недоверие. Это несложно. Все мои близкие поступают именно так, самолечением никто не занимается. Ну и, конечно, за информацией обращаться к докторам. Надеюсь, что после пандемии люди станут лучше это понимать.
Асхат Мечиев