В образовательных и общественных организациях, учреждениях культуры нашего региона 21 февраля отметили объявленный ЮНЕСКО Международный день родного языка.
Мнением о ситуации в данной области, сложившейся в республике, делится доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой кабардино-черкесского языка и литературы КБГУ им. Х. М. Бербекова, заслуженный работник культуры КБР Хамиша Тарканович Тимижев:
– Вопросы сохранения этнической идентичности в эпоху глобализации являются архиважными, так как они связаны с существованием на нашей планете адыгского этноса и других так называемых малочисленных народов. Поэтому работа по преподаванию адыгского, балкарского языков, равно как и преподавание школьных и вузовских предметов – важнейшее звено политики любого государственного образования, независимо от того, является ли оно суверенной единицей международного права или же автономным ареалом внутри какого-нибудь государства.
Учитывая это, необходимо обратиться к очень важному документу – Закону о языках народов Кабардино-Балкарской Республики, который был принят Советом республики Парламента КБР 30 лет назад –
28 декабря 1994 года и в тот период сыграл очень важную роль. В преамбуле закона сказано, что его главной задачей является сохранение и развитие языков нашего региона. Языки народов Кабардино-Балкарской Рес-
публики являются объектом особого внимания государства и находятся под его защитой.
Конечно, и тогда мы приветствовали такое положение, и сейчас стремимся к исполнению этого закона. Этот документ уже несколько раз дорабатывался, в него вносились существенные изменения, поправки, и в настоящее время хотелось бы иметь документ в редакции, актуальной на 2024 год.
Подзаконным актом стала Государственная программа развития языков народов Кабардино-Балкарской Республики, принятая
31 января 1996 года. К сожалению, на том сложном этапе отечественной истории она не была подкреплена финансовыми ресурсами, и многие пункты закона о языках остались невыполненными. Представляется, что в настоящее время, когда экономика республики находится на более высоком уровне, необходимо принятие новой госпрограммы развития языков народов КБР с соответствующим финансированием.
Несколько раз – когда принимался закон и позже – группа филологов (сотрудники КБГУ и Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук) обращалась к руководству республики, в законодательный и исполнительный органы власти региона с просьбой о создании при Правительстве КБР республиканской комиссии по сохранению языков коренных народов КБР. Подобные экспертно-консультативные органы есть в других субъектах РФ. Считаю, что необходимо включить в структуру исполнительной власти КБР орган или конкретное должностное лицо, ответственное за соблюдение Закона КБР о языках и несущее за это ответственность. С таким органом или ответственным лицом должна координировать свои действия языковая комиссия.
Естественно, любая инициатива, исходящая от властных структур, даст импульс началу позитивных действий. Даже неподкреплённая финансами программа 1996 года способствовала появлению многих фундаментальных и прикладных научных трудов в области филологии.
Следующий важный фактор – надо более пристальное внимание уделить образовательной системе КБР. Нас сейчас волнует, что на обучение детей родным языкам в школах отводится очень мало часов. К примеру, в русском алфавите 32 буквы, а в кабардино-черкесском – 60. При этом на изучение кабардино-черкесского или карачаево-балкарского языка в первом классе даётся вдвое меньше часов, чем на изучение русского. Естественно, преподаватели родных языков не укладываются в отведённое время, и к концу учебного года дети не успевают выучить 12 или 13 букв.
Важно подчеркнуть, что Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова является единственным в стране вузом, в котором языки коренных народов могут изучать все студенты, независимо от направления подготовки или специальности. Кроме того, в нашем университете действуют три профильных культурных центра – Научно-образовательный центр русского языка и культуры, Центр балкарской культуры им. К.С. Отарова и Центр адыгской культуры им. А.А. Ципинова, который наряду с другими мероприятиями проводит обучение кабардино-черкесскому языку студентов из числа адыгов (черкесов), приехавших в нашу республику из Сирии, Иордании, Турции, Израиля и других государств, где представлена черкесская диаспора.
К работе по популяризации кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков необходимо более активно привлекать средства массовой информации, роль СМИ в этом процессе очень высока. Полагаю, что необходимо пересмотреть существующую сетку передач на республиканском радио и телевидении с тенденцией к увеличению времени вещания на кабардино-черкесском и карачаево-балкарском языках.
Хочу ещё раз подчеркнуть самое главное. Конечно, мы знаем и причины, и слабые места в образовательной системе, но ни один из перечисленных вопросов, которые приводят к ослаблению значения родных языков как государственных, не может быть решён без соответствующего финансирования.
Проблемы требуют кардинального решения, и, на наш взгляд, решение возможно только при активном участии государственных структур, заинтересованных политических и общественных объединений, общества в целом.
Всё сказанное – лишь одна сторона проблемы. Мы ожидаем от властных структур и общественных организаций новых взглядов и новых подходов к решению вопросов, связанных с сохранением кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков. Уверен, что при принятии решений будут проявлены терпение, мудрость и взвешенность оценок, которыми всегда славились наши народы.
Ирина БОГАЧЁВА