В сквере Свободы стоят надгробия кабардинскому просветителю Жабаги Казаноко и его жене.
Сергей Бондарин, советский писатель, писал: «Несколько узких, позеленевших от древности камней стоит торчком, как мусульманские или скифские могильники среди яркого поля счастливых флоксов, умных роз и просто цветиков всех нарядов. Один из камней, высокий и узкий, как будто перехвачен в талии кавказским ремешком, другой – приземистый увалень. Два камня, как отец с сыном, как старший брат с меньшим, стоят среди выгона цветов. Арабские надписи вырезаны в камне. Узоры эти усилены карминовой краской, не поддавшейся времени… Я не старался узнать, что именно написано на камнях. Хотелось думать, что сказанное на них – лучшее, что может сказать человек. Тут могила первого учёного-просветителя кабардинского народа Жабаги Казаноко, что значит «сын кузнеца» – современника Петра Великого, императриц Анны и Елизаветы». «И в саду, и в поле, и в могиле трудись для будущего», – любил говорить мудрец Казаноко. Может быть, эти слова и высечены на его могиле. Не знаю».
Сергей Бондарин не совсем точен – в сквере Свободы нет захоронения Жабаги Казаноко (прах его остался там, где и был предан земле – на одном их хребтов Баксанского ущелья, в районе селения Кёнделен). Нет там и приведённых выше слов, которые к тому же не совсем точно отражают мысль мудреца. Кстати говоря, одно время здесь, на памятной доске, можно было прочитать изречение: «Человек и в малом, и в большом должен творить для грядущего».
Смысл же приведённой эпитафии раскрыт во второй части монументального труда Леонида Лаврова «Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках». И гласит она следующее: «Обладатель этого – умерший, получивший прощение, аль-Хаджа Джабаги б. Казанук. Да помилует Всевышний Аллах их обоих! (?) [Прочтите] общую за его душу Фатиху! Дата: 1163 год. Работа Шихали».
Из этого следует, что: Ж. Казаноко – не вымышленное лицо; он был состоятельным мусульманином и совершил паломничество в Мекку; был известной личностью; если дата на камне указывает на год смерти, а не на год установки памятника, то «обладатель» скончался по григорианскому календарю где-то между 11 декабря 1749-го и 20 ноября 1750 года».
Мария и Виктор КОТЛЯРОВЫ