В мире нартов

Для своей палитры лауреат Государственной премии КБР Ибрагим Джанкишиев подбирает краски из окружающего его поликультурного пространства, умело приспосабливая чужие стилевые средства к балкарской ментальности, придавая своим произведениям этническое звучание.
Из внешних влияний ближе всего для художника оказался этнофутуризм, пришедший в Кабардино-Балкарию в 70-80-х годах из Эстонии и Поволжья и нашедший своеобразный отклик в балкарском изобразительном искусстве. Так или иначе на него отреагировали такие балкарские художники, как Юсуф Шаваев, Хызыр Теппеев, Валерий Курданов, Якуб Аккизов, Владимир Баккуев, Лиуан Ахматов, Ибрагим Джанкишиев, Тахир Черкесов. В своём творчестве художники актуализировали балкарские древности и символы, языческие мифы и легенды, но поскольку информаторы ХХ века – мусульмане, в их интерпретации они тесно переплетаются с исламским вероучением. Без сомнения, более всего многих художников интересовал вопрос о происхождении балкарцев, который заставлял в первую очередь обращаться их к Нартскому эпосу. 
Содержание своих картин Ибрагим Джанкишиев черпал не только из повседневной жизни соплеменников, но также из истории, фольклора родного народа и особенно Нартского эпоса, иллюстрированию которого посвятил немало времени и сил, создав целую живописную серию. В ней, без преувеличения, ярко проявился генетический код культуры балкарцев, поскольку для Джанкишиева характерно подлинное осмысление пространства мифа. Не обошёл живописец вниманием и исторические события, трагические перипетии в жизни балкарского народа. 
Мощные коллизии и драмы прошлого требуют масштабных художественных измерений, которые в интерпретации истинного художника проливают свет на сущность проблем сегодняшней жизни. Для познания духовной сущности родного народа И. Джанкишиев в первую очередь обратил вектор своих поисков в сторону фольклора, взявшись иллюстрировать балкарский Нартский эпос, причём не в графических материалах, а в живописи, объясняя это тем, что издание книги, тем более с иллюстрациями, чрезвычайно дорогое удовольствие. Интерес к Нартскому эпосу связан в первую очередь с тем, что позволяет взглянуть на сегодняшнюю жизнь балкарцев сквозь призму не только мифологических, но и реальных исторических событий. Фольклор для художника вовсе не детские сказки. И. Джанкишиев, обладая историческим сознанием, прекрасно понимает: чтобы выстроить историю балкарского народа, необходимо понять его прошлое, начиная с древности. В попытке не просто изобразить жизнь балкарцев, но и предугадать их будущее, он стремится определить внутренний механизм жизни и развития народа. Богатая общественная жизнь нартов потребовала от автора создания множества массовых сцен, сложных, многофигурных композиций. Ибрагим Джанкишиев нередко использует принцип панорамного решения композиции. Чёткая стереометрия изображений увидена им с птичьего полёта, что вполне естественно для жителя гор. Изображая народные праздники, сражения, обряды и собрания, он использует не только языческие, но и мусульманские символы. Природа в его картинах выступает как сакральное явление, с изображением большого числа сакральных объектов (священные камни, горы, деревья, водные объекты, природные стихии), к которым автор относится с религиозным пиететом. Порой он изображал и богов из балкарского божественного пантеона. Персонажи Нартского эпоса служат для него неиссякаемым источником вдохновения.
Над своими композициями Джанкишиев работает, скорее, как сценограф, искусно используя такие качества своей палитры, как декоративность и символизм, а лёгкость и изящество стиля умело сочетая с монументальной тяжеловесностью. Для него старина – это мощный пласт народной культуры, который зиждется на древних морально-этических нормах балкарцев. На героев Нартского эпоса художник смотрит как на своих предков, которые жили в некоем магическом измерении. 
Эпический, монументальный характер полотен, конечно же, является отражением эпического характера героического эпоса, который Ибрагим Джанкишиев прочитал по-своему. Его герои – неуязвимые нарты Сосурук, Ёрюзмек, Карашауай – всегда побеждают своих врагов, способны защитить свой народ от многочисленных недругов, а главное, умеют устроить жизнь по законам Балкарии. 
Жаухар Аппаева, искусствовед

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

02.05.2024 - 14:38

Казбек Коков встретился с руководителем Управления Федерального казначейства по КБР

Глава КБР Казбек Коков встретился с руководителем Управления Федерального казначейства по КБР и оставил запись в своем телеграм-канале.

02.05.2024 - 11:08

Бессмертные истории

«Бессмертные истории» – такое название получил совместный проект регионального штаба «Бессмертный полк России» по Кабардино-Балкарии и Радио "Кабардино-Балкария" 99,5 FM.

02.05.2024 - 11:07

Поезд «Жемчужина Кавказа» прибыл в Нальчик

Сегодня утром в Нальчик прибыл первый в этом году туристический поезд «Жемчужина Кавказа», который проходит по маршруту Москва — Майкоп — Владикавказ — Грозный — Махачкала — Дербент — Нальчик — Мос

02.05.2024 - 08:23

После сигнала ЦУР в с.п. Дейское устранили подтопление улицы и восстановили водоснабжение

Центр управления регионом зафиксировал в социальных сетях обращения жителей с.п. Дейское о прорыве магистрального водопровода и отсутствии водоснабжения по улице Накацева.

02.05.2024 - 08:21

Участники СВО могут пройти обучение по программе «Время героев»

С 22 апреля открыта запись на тестирование по программе развития «Время героев» для участников специальной военной операции.