С истинно гражданских позиций

Тележурналист и  театровед Асият Саракуева презентовала свою книгу «Геляев Рамазан: В жизни и на сцене», посвящённую первому балкарскому драматургу и режиссёру. 15 мая исполнилось 107 лет со дня рождения Рамазана Кичиевича Геляева и 80 лет со дня  премьеры первого на-ционального спектакля «Кровавый калым» по его пьесе, режиссёром которого  стал  сам Р. Геляев.
Презентация прошла с аншлагом в Балкарском госдрамтеатре им. К. Кулиева, став значимым культурным событием. Книга Асият Саракуевой даёт полную информацию о человеке, с чьим именем связано зарождение балкарского театрального  искусства.
В фойе театра была развёрнута  фотоиллюстративная  выставка о Р. Геляеве, подготовленная заведующей отделом национальной и краеведческой литературы Государственной национальной  библиотеки им. Т.К. Мальбахова Лейлой Гергоковой. Большим достоинством экспозиции явилось то, что многие  фотографии впервые представлены зрителю. Главный режиссёр Балкарского госдрамтеатра лауреат Госпремии КБР Магомед Атмурзаев представил  панорамный видеопроект, вобравший в себя весь спектр биографических и биобиблио-графических материалов. В них в историко-хронологическом  ключе был прослежен жизненный и творческий путь Рамазана Геляева. 
Жизнь героя книги Асият Саракуевой оборвалась в 30 лет.  Война поглотила замечательного предтечу  национального театрального искусства:  лейтенант Р. Геляев пропал без вести. А о том,  что он был награждён медалью «За  оборону Сталинграда», мы узнали от военного исследователя А. Нахушева. 
Военные дороги молодого театрала начались со 2-го пехотного училища в г. Орджоникидзе, через пять  месяцев  ему присвоили звание лейтенанта. В рядах 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии в ранге командира 278-го миномётного взвода Р. Геляев сражался в Сталинградской битве. Первую статью о нём в районной газете «Черекские вести» опубликовали А. и Д. Нахушевы. Награду фронтовика должны были передать дочери, но всеми уважаемый врач Раиса Рамазановна Геляева недавно ушла из жизни, и её будет хранить внук героя Алий Энеев. По уточнённым данным, Р. Геляев погиб в боях под Мартыновкой Ростовской области.
Чтобы рассказать о жизни и деятельности Р. Геляева, Асият Саракуева проделала, без преувеличения, огромную исследовательскую работу. Автор книги подняла материалы многих архивов – местных и ГИТИСа (ныне РАТИ) – воспоминания  преподавателей ЛУГа, театральной студии, ГИТИСа 
и т. д.  Работала, радуясь каждой маломальской  информации, проливающей свет на жизнь и творческую деятельность Р. Геляева. Памятен факт: в дни ремонта в ГИТИСе в ворохе лежащей на полу бумажной макулатуры она обнаружила экспликацию пьесы (программку) с аннотацией и распределением  ролей. По признанию Асият, находка стоила чуть ли не всей книги!
Памятны страницы, где автор приводит воспоминания земляков из Верхней Балкарии, где драматург родился и впервые показал свой «Кровавый калым».
По воспоминаниям ветерана педагогического труда КБР 
Х. Бичиева, день показа спектакля в сельском клубе (бывшей мечети) стал настоящим праздником. Помещение клуба и вокруг всё было до отказа заполнено зрителями. Люди были  знакомы только с балкарским народным театром, в котором лицедействовал юмористический персонаж «кеппай». А тут  – новое искусство. Аплодировали главным героям, особенно возлюбленным Жансурат и Мурату, которых играли  Маржан Кудаева и Ахмат Кудаев. 
Профессионализм Р. Геляева, актёра и  режиссёра, креп и вырастал в ГИТИСе, куда  он попал в годы, когда Москва собирала таланты по всем автономным образованиям СССР. Именно здесь начал писать Р. Геляев «Кровавый калым» как дипломную работу. В итоге она стала первой профессиональной постановкой выпускника режиссёрского факультета. Автор писал: «Моя пьеса «Кровавый калым» охватывает 80-90-е годы XIX века в мусульманской Балкарии… Для меня не столько важна фабульная линия – любви двух молодых людей, сколько связь… событий с социальной исторической  канвой».
Нет сомнений в том, что над автором довлеет конъюнктура: в отражении событий главное – классовые противоречия. И тем не менее пьеса правдива, в ней жизнь и факты трагических коллизий, в центре – юные герои, для которых высшее мерило жизни – любовь. Бродячий сюжет из глубины веков являет нашему взору Лейли и Меджнуна, Тахира и Зухру, Фархат и Ширин и, конечно же,  Ромео и Джульетту, судьбы которых ломаются  в тисках жёстких традиций, вражды и мести и  в огромной степени богатства и нищеты.
Для нас Рамазан Геляев, жизнь которого  оборвалась так рано, был и остаётся той  фигурой, равной, не побоимся сравнения, древнему атланту, поднявшему на свои плечи небо. Ему мы обязаны появлением национальной драматургии и, разумеется, критики, которую так страстно (судя по книге) ожидал автор пьесы. 
Профессор театрального института М.С. Григорьев после показа спектакля в Нальчике пишет: «Пьеса Геляева и её постановка – событие в жизни балкарского народа. Спектакль имеет значение более широкое, чем только вузовская дипломная работа. Спектакль обнаруживает хороший вкус товарища Геляева, чувство сценического такта, отсутствие штампа и наигрыша, следовательно – хорошую школу. Работа товарища  Геляева производит отличное впечатление».
 По замыслу Р. Геляева, он преследовал главную цель: «Средствами художественного  воздействия  хотел бы, чтобы спектакль помогал укреплению новых человеческих взаимоотношений». 
О  Р. Геляеве делятся воспоминаниями многие, кто его знал, играл в его спектакле. Имена десятков актёров, режиссёров, писателей, друзей, земляков – впечатляющая галерея, представляющая фронтальный  дискурс  как социально-исторический фон, на котором взошла звезда первого балкарца, открывшего народу мир театрального искусства. Выдающийся балкарский актёр Магомед Кучуков писал: «Сильная корневая основа помогает расти дереву. Такую могучую основу создал Рамазан Геляев для нашего театра…».
Фрагмент спектакля, показанный актёрами Балкарского театра, а также хорео-графическая  композиция «Свадьба», исполнение песни вокальным ансамблем из с. Ташлы-Тала и экскурс в тему, исполненный Халимат Алтуевой, придали мероприятию эмоциональный  акцент. В зале присутствовало много земляков режиссёра из Верхней Балкарии.
Доктор филологических наук, профессор КБГУ Ариука Геляева от имени рода дала высокую оценку работе А. Саракуевой. В свою очередь Асият Саракуева рассказала  о том, как трудилась над книгой, поблагодарила  зрителей, а также тех, кто  поддержал её работу, помог в проведении вечера. Она отметила содействие Министерства культуры КБР, министра М. Кумахова и его заместителя А. Карчаевой.
Автору преподнесли цветы, поддержали дружными аплодисментами. 
Суммируя сказанное, хочется подчеркнуть, что работа Асият Саракуевой, без скидок, сродни гражданскому подвигу.
Светлана Моттаева.
 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.06.2022 - 09:45

КБГУ – в сотне лучших вузов России

Рейтинговым агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика») при поддержке Российского Союза ректоров и Ассоциации составителей рейтингов был составлен ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100, в котором

29.06.2022 - 09:45

Неизмеримое богатство Зои Фокичевой

Зоя Николаевна Фокичева – заслуженный работник социальной защиты населения КБР, известный в республике общественный деятель, одна из лидеров женского движения региона, замечательная мама и бабушк
29.06.2022 - 09:45

Масштабных кадровых изменений не будет

Завершившийся футбольный сезон оставил двоякое впечатление: с одной стороны, были яркие матчи, прогресс местной молодёжи, а с другой – откровенно слабые матчи и итоговое десятое место в турнирной т

28.06.2022 - 10:04

Улучшено электроснабжение Прохладненского района

«Россети Северный Кавказ» продолжают готовиться к осенне-зимнему сезону.

28.06.2022 - 10:04

ЦУР КБР и Минприроды КБР информируют об ужесточении наказания за неосторожное обращение с огнем в лесу

Центр управления регионом КБР и Минприроды КБР информируют граждан о значительном увеличении штрафов за нарушение пожарной безопасности в лесах. Лесные пожары — серьезное и опасное явление.