Нехватка «узких» специалистов затрудняет решение задач инклюзии

Вопросы развития инклюзивного образования стали темой совещания, состоявшегося в Министерстве просвещения, науки и по делам молодёжи КБР в преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который ежегодно отмечается 2 апреля.
В обсуждении приняли участие министр просвещения, науки и по делам молодёжи республики Анзор Езаов, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Виктория Родина, уполномоченный по правам ребёнка в Кабардино-Балкарии Светлана Тлинова, и.о. руководителя – главного эксперта Главного бюро медико-социальной экспертизы по КБР Ирина Шерметова,  руководители муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, представители родительской общественности. В режиме видеоконференцсвязи к разговору присоединилась Елена Чичканова, доцент кафедры педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Во вступительном слове А. Езаов отметил, что в общеобразовательных школах республики обучается более 3,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроена система инклюзивного образования. Действуют два специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждения, на данный момент завершается работа по переводу школы-интерната №3 в статус специальной (коррекционной). В работе с детьми с ОВЗ задействованы подведомственные министерству школа-интернат №1 и санаторно-лесная школа. Успешно функционирует Центр психолого-медико-социального сопровождения. В шести общеобразовательных школах работают коррекционные классы. Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж выполняет функции методического цент-ра по организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования.
Приветствуя собравшихся, В. Родина подчеркнула, что в нашей республике многое делается в данном направлении. Она акцентировала внимание на  актуальности поднятой темы, заметив, что вопрос инклюзии волнует большое число людей – как родителей, так и руководителей образовательных организаций. Конструктивный диалог, по словам депутата Госдумы, поможет понять, почему в этой сфере возникают проблемы и как их решить.
   С информацией о работе профильного ведомства по развитию инклюзивного образования в республике выступила заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи  Екатерина Мисостова. Она рассказала об используемых организационных формах обучения на различных ступенях – от дошкольной до ссузовской, а также в рамках допобразования, службе ранней помощи Центра психолого-медико-социального сопровождения, создании условий  в 85 образовательных организациях в рамках госпрограммы РФ «Доступная среда» в период с 2011-го по 2020 год, подготовке педагогов в области коррекционного образования.
Что касается  получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, Е. Мисостова отметила, что для осуществления образовательной деятельности  приобретено специальное учебное, реабилитационное оборудование на сумму 2,9 млн рублей. Ежегодно министерством предусматриваются бюджетные места для абитуриентов-инвалидов, однако часть из них остаётся невостребованной. В прошлом учебном году было заложено 70 мест, в текущем пришлось сократить их количество до полусотни.
Екатерина Мисостова привела важные показатели государственной программы РФ «Доступная среда», которые уже несколько лет перевыполняются. Это процентное «соотношение инвалидов, принятых на обучение, по отношению к предыдущему году» (122 при плане 109) и «доля выбывших из числа принятых на обучение» (0 при прогнозе 7).
Замминистра рассказала о роли региональных чемпионатов-конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в популяризации профессий среди детей с инвалидностью, проблеме дефицита педагогических кадров, обозначив нехватку «узких» специалистов, в частности, дефицит  дефектологов составляет 37 единиц, логопедов – 28.
Екатерина Мисостова определила ряд первоочередных задач: 
– Инклюзия невозможна без качественно организованной психолого-педагогической помощи. Должна быть налажена эффективная работа школьных комиссий. Необходимо совершенствовать «образовательную вертикаль», чтобы ребёнок, начиная с дошкольного образования и до получения среднего профессионального или высшего образования, был постоянно в центре внимания всех участников образовательных отношений. Необходимо продолжить работу по созданию специальных условий на всех уровнях образования, выявлять и тиражировать лучшие практики и коррекционной, и инклюзивной работы.
Участники семинара ознакомились с опытом Тамбовской области по развитию системы инклюзивного образования лиц с аутизмом,  изучили опыт работы в этом направлении  в образовательных учреждениях г. Нальчика.
Марьяна БЕЛГОРОКОВА

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

30.04.2024 - 10:01

Новый способ получения сведений из ЕГРН

На Едином портале государственных и муниципальных услуг максимально быстро и просто можно получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости.

30.04.2024 - 09:25

Главный символ Победы

В преддверии 79-й годовщины Великой Победы Кабардино-Балкарская Республика присоединилась к всероссийской патриотической акции «Георгиевская ленточка 2024».

29.04.2024 - 10:01

В театре надо играть душой

В центре культурного развития г.о. Нальчик, начавшего свою деятельность в мае 2023 года, на протяжении этого времени работа в кружках и секциях шла по тринадцати направлениям.

29.04.2024 - 09:03

«Освобождение Европы»

1 мая на официальном сайте Национального музея Кабардино-Балкарской Республики жителям региона представят новую цифровую выставку московского Музея Победы «Освобождение Европы».

29.04.2024 - 09:03

Как исправить опечатку в реестре недвижимости

Описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, допущенные сотрудником Росреестра при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), квалифицируются как техничес