Успешность каждого ребёнка

Для особенных людей важно быть включёнными в жизнь общества в любом возрасте, учиться, общаться с ровесниками, развиваться и трудиться. Масштабным событием для детей с ОВЗ и их родных стал второй Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка», на котором нашу республику представили Зули и Залим Джанкишиевы и Мадина и Дарина Сабанчиевы.
Форум организован Агентством стратегических инициатив, его особенностью стало участие родителей детей с ОВЗ в обсуждениях в качестве экспертов.
 – Это уникальная ситуация: в этом году Агентство стратегических инициатив при Правительстве РФ совместно с руководством и администрацией Ханты-Мансийского автономного округа решили пригласить самых главных благополучателей – детей с инвалидностью и их родителей, – делится член правления регионального отделения ВОРДИ по КБР, координатор образовательного направления Зули Джанкишиева. – В прошлом году форум прошёл в Грозном, мы участвовали в онлайн-формате. В этот раз нас пригласили в качестве экспертов, а детей – в качестве участников. Присутствовали мамы с детьми из более чем семидесяти регионов России, всё за счёт принимающей стороны, что важно, поскольку члены семьи, в которой воспитывается ребёнок-инвалид, часто в силу своего небольшого бюджета не имеют возможности поехать куда-либо. Были ограничения по возрасту детей – от 12 до 18 лет, мы с Залимом прошли отбор и поехали в Сургут. Все площадки были разделены на блоки – части жизни ребёнка с инвалидностью – начиная от семьи, продолжая самореализацией, социализацией, здоровьем и заканчивая трудоустройством. 
 Ключевой темой форума стало транзитное планирование, участники форума в течение нескольких дней обсуждали непрерывность инклюзивного образования, разработку программ социализации, адаптации и обучения на основе самореализации детей, заслушали результаты национального исследования удовлетворённости семей, в которых растут мальчики и девочки с ОВЗ.
 – Задачи ставятся серьёзные, речь не только об образовании, а об инклюзивном обществе, в котором человек мог бы находиться с рождения, – говорит Зули Джанкишиева. – Настрой на форуме был рабочий, поднимался широкий пласт вопросов и проблем, участники были действительно заинтересованы, да и сама тема не терпит формализма и поверхностного отношения. Транзитный маршрут должен быть бесшовным, чтобы ребёнок-инвалид спокойно переходил из одного периода жизни в другой, а всё это было бы продумано государством и обществом, организовано так, чтобы ни на каком этапе ребёнок не «выпадал» и не «терялся», оставаясь дома. Важно максимально использовать ресурс, который заложен в каждом ребёнке, нужны такие форумы, общественные инициативы, которые затем могут переводиться в законодательные акты.
Участниками форума стали более полутора тысяч человек из разных уголков России. Сорок команд, в которых состояли представители некоммерческих и образовательных организаций, учреждений социальной защиты и здравоохранения, властей разного уровня, психологи, дефектологи, логопеды, представители социально ориентированных НКО, в том числе родители, трудились над созданием модели транзитного планирования в инклюзии.
– Мы заложили с вами фундамент. Теперь важно выстроить кирпичики, которые будут создавать новую инклюзивную среду и новые инклюзивные возможности, – отметила на форуме заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив Анна Сухова. 
Пока взрослые обсуждали самые острые вопросы, делились мнениями и опытом, дети участвовали в увлекательных мастер-классах, пробовали себя в разных профессиях, успевая побывать флористами, теле– и радиоведущими, танцорами. С особенными детьми встретился актёр и учредитель благотворительных фондов по поддержке детей с особенностями Гоша Куценко, он рассказал о профессии актёра и стал сомодератором дискуссии директоров инклюзивных школ. О том, как работать на ТВ и радио, участники форума узнали от теле– и радиоведущей Аллы Довлатовой, а актёр и телеведущий Сергей Белоголовцев обсудил с детьми короткометражный фильм «Другие люди», посвящённый инклюзивному оркестру «Антон тут рядом», исполняющему импровизационную музыку. Младших участников «Инклюзивной школы» разделили на группы в зависимости от возраста и нозологии, за каждым был закреплён тьютор, комфортную среду обеспечивало большое количество волонтёров. Состоялся показ инклюзивной моды «Искусство быть разным», работы продемонстрировали финалисты конкурса растущих российских брендов «Знай наших».  Также участники форума смогли увидеть тренировку по параолимпийскому хоккею, посетить учреждения социального обслуживания и образовательные учреждения, в которых дети обучаются в инклюзивном формате. Ярким примером стала школа № 9 Сургута, в которой созданы необходимые условия для пребывания особенных детей. Также представителям нашей республики довелось побывать в сургутском реабилитационном центре, ознакомиться с видами услуг, которые он предоставляет. 
– Целью форума было выработать решения в сфере инклюзивного образования с учётом ресурсов государства, бизнеса, НКО, общества в целом. В этом году было уделено особое внимание непрерывности образования, разнообразию форм обучения для детей с особыми потребностями, а также возможностям их дальнейшей самореализации, – подчёркивает Мадина Сабанчиева. – Было здорово вживую пообщаться с ведущими экспертами нашей страны, поучаствовать в дискуссиях, познакомиться со специалистами, приехавшими со всей России и заинтересованными в развитии инклюзии. Очень понравилось гостеприимство принимающей стороны: всё было комфортно и душевно. Моей дочери Дарине 12 лет, она ходит в коррекционную школу, любит танцевать – уже лет семь исполняет танцы в составе образцового ансамбля «Арабеск», посещает творческую студию Амины Бадраковой, занимается гимнастикой, каратэ и ЛФК, адаптивным футболом. У неё много друзей, со всеми быстро находит общий язык.
Залиму Джанкишиеву скоро четырнадцать, получит паспорт. Мальчик учится в шестом классе общеобразовательной школы. 
– В городе, к сожалению, большие проблемы с инклюзивным образованием: школа не предоставляет специальные условия, которые обязана предоставить, несмотря на наши многочисленные обращения, в школах нет специалистов и средств — это действительно большая проблема, которая остро стоит во многих регионах, но мы не унываем, – говорит Зули Джанкишиева. – В творческой мастерской благотворительного фонда Амины Бадраковой Залим рисует, лепит, танцует, занимается ЛФК, ходит в спортшколу при администрации Нальчика на секцию адаптивного футбола – всё это бесплатно. Также бесплатно по договору с ВОРДИ посещает бассейн с минеральной водой в водолечебнице раз в неделю. Кроме того, участвует в телепроекте «Добрая среда». У нас большая тёплая компания мам солнечных и других детей, мы ходим гулять вместе, проводим фотосессии, путешествуем, собирали посылки для участников СВО, писали письма – у нас насыщенная активная жизнь, большой круг близких людей, объединившихся для того, чтобы сделать жизнь наших детей лучше и качественнее.
По результатам форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка» сформирован меморандум из восьми коллективных инициатив, которые призваны выстроить индивидуальный маршрут поддержки особенных людей. Участники второй «Инклюзивной школы» предлагают разработать комплексную карту компетенций и соответствующих им потребностей в сопровождении детей с ОВЗ, создать институт социальных кураторов для семей с детьми с особыми потребностями с возможностью реализации их в оффлайн и онлайн форматах, программу по обучению и супервизии специалистов и родителей практикам и методикам с доказанной эффективностью,  проект профстандарта и подходы к подготовке специалиста по анализу поведения, комплекс рекомендаций по развитию системы помощи и сервисов, включая социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и сопровождаемое проживание для инвалидов старше 18 лет, программу «Здоровьесберегающая школа», провести комплексное исследование по выявлению эффективных практик, направленных на реализацию принципа транзитного планирования и разработать модель их институционализации, предусмотреть новую специальность «тьютор или ассистент по работе с туристами с ОВЗ». Следующий форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка» состоится на Сахалине. 
Вероника ВАСИНА

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

08.05.2024 - 16:55

Из Черекской теснины подняли сорвавшегося парня

В ночь с 7 на 8 мая в Черекской теснине проведены сложные поисково-спасательные работы - в обрыв сорвался местный житель. ЧП произошло между Бабугентом и Верхней Балкарией.

08.05.2024 - 14:42

Ахмедия Джебраилов – человек удивительной судьбы

79-ю годовщину победы над фашистской Германией отметят  жители Кабардино-Балкарии – люди разных национальностей.

08.05.2024 - 10:09

Спортсмены Росгвардии отличились на фестивале горных экстремальных видов спорта

В Приэльбрусье продолжаются соревнования XV Международного фестиваля горных экстремальных видов спорта Red Fox Elbrus Race, в котором участвует сборная войск национальной гвардии Российской Федерац

08.05.2024 - 09:22

Цель – создание современной транспортной инфраструктуры

В Доме Правительства КБР состоялась стратегическая сессия, на которой рассмотрены основные аспекты развития дорожно-транспортной сферы Кабардино-Балкарии, способствующие социально-экономическому ра

08.05.2024 - 09:21

Детям – об истории Победы

7 мая в России, Белоруссии, Казахстане и других странах прошла XV Международная патриотическая акция по поддержке детского чтения «Читаем детям о Великой Отечественной войне».