Нет ни одного народа в мире, который бы не старался сберечь свою идентичность для потомков. И в немалой степени это относится к одежде. Утрата самобытности для кавказских народов всегда была сродни потере лица.
Законодателями мод на Кавказе всегда считались адыги, недаром их называли «аристократами гор».
Национальный костюм адыгов одновременно практичный и торжественный. Он умело прячет недостатки и подчёркивает достоинства любой фигуры. А сколько в нём деталей! И каждая несёт в себе функциональный либо же сакральный смысл.
Изначально традиционной верхней одеждой у представительниц прекрасного пола был кафтанчик, на который пришивались нагрудные застёжки – их могло быть десять и более пар. Сам кафтанчик имел воротник-стойку и украшался галунами, золотой вышивкой. Но уже вначале ХХ века, когда национальный костюм стал меняться, принимая более утилитарные формы, кафтанчики заменили нагрудниками, которые пришивались к платью по форме выреза. В наши дни нагрудные застёжки получили вторую жизнь – это одна из самых узнаваемых деталей женского национального костюма, ими даже стилизуют современные платья, что придаёт наряду особый колорит. Нагрудные застёжки послужили вдохновением и для мастеров, создающих украшения – подвески в форме нагрудника можно встретить на популярных российских и зарубежных маркетплейсах.
Как и в прошлые века, адыгский костюм продолжает удивлять и вдохновлять. В подтверждение этому в 2015 году модный дом «Hermеs» при создании своей новой коллекции выбрал черкесскую тематику для создания легендарного платка, выпускаемого с 1937 года. Авторы описывали свою коллекцию так: «Между Востоком и Западом, от Каспийского моря до Чёрного простирается горная цепь длиной более 1200 километров. Это Кавказ, с которым связано множество мифов и легенд, одна из которых повествует о том, как Прометей похитил огонь и был за это наказан Зевсом. Горные вершины, глубокие долины, леса, пустынные территории: в этих суровых условиях живут многочисленные местные народы. Мужчины и женщины, облачённые в роскошные наряды, подчёркивающие их величественную осанку, ездили верхом на сильных, быстрых и выносливых лошадях кабардинской породы. Мужчины в длинных туниках с серебряными патронташами, женщины – в платьях с вырезом поверх украшенных изысканной вышивкой блуз... Отдавая дань уважения этой культуре, дизайнер платка изобразил на нём вышитые ткани, различные изделия и украшения».
Анна АСАНОВА