О развитии института наставничества в области образования и молодёжной политики в Кабардино-Балкарии говорили на выездном заседании комитета Парламента республики по образованию, науке и делам молодёжи, состоявшемся на площадке Дворца творчества детей и молодёжи Министерства просвещения и науки КБР.
В обсуждении темы участвовали представитель Главы и Правительства КБР в Парламенте республики и судебных органах Мадина Дышекова, председатель ответственного комитета Нина Емузова, министр просвещения и науки Анзор Езаов, заместитель министра по делам молодёжи Артур Ахметов, директор ДТДМ Клара Калмыкова, члены президиума и комитетов Парламента, представители структурных подразделений профильных министерств, Молодёжной палаты при региональном Парламенте.
Разговор предваряла экскурсия по зданию учреждения, ознакомившая гостей с его деятельностью.
Открывая заседание, Н. Емузова подчеркнула, что на рассмотрение вынесена «новая тема о старом» – без наставничества, по её словам, в советское время не существовали никакие сферы, этот институт работал очень эффективно и давал серьёзные результаты.
– Объявленный Год педагога и наставника заставил иначе взглянуть на роль наставничества. Без восстановления этого института нельзя двигаться дальше в профессиональном плане. Сегодня появляется новый аспект наставничества – «пересадить» модель, которая существовала в прошлом, в новую почву практически невозможно, – отметила депутат и обратила внимание присутствующих в первую очередь на необходимость развития нормативно-правовой базы наставничества.
Информацию о развитии института наставничества представил А. Езаов. Министр сообщил, что внедрение системы наставничества в стране стало нормативно оформляться четыре года назад. В 2019 году Минпросвещения России утвердило Целевую модель наставничества обучающихся школ, учреждений дополнительного и среднего профессионального образования, а в 2021-м – Целевую модель наставничества над педагогами. В республике же работа по созданию института наставничества началась задолго до принятия обозначенных целевых моделей. С 2018-го по 2021 год на базе школы № 27 г. Нальчика работала Республиканская инновационная площадка по выстраиванию системы наставничества над молодыми педагогами.
Приказом Минпросвещения КБР утверждены методология наставничества обучающихся, дорожная карта внедрения Целевой модели наставничества до 2024 года, положение о Региональном наставническом центре КБР и о системе наставничества в образовательных организациях республики. Определены пилотные организации для внедрения Целевой модели наставничества, а Центр непрерывного повышения профессионального мастерства выступает Региональным наставническим центром.
– Система наставничества нормативно внедрена во всех общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей. Однако отсутствуют региональные акты, регулирующие меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций, включённых в систему, – сделал акцент докладчик. – На уровне образовательных организаций муниципальных образований такие документы в основном имеются. В ряде муниципальных образований акты, регламентирующие меры стимулирования педагогических работников, отсутствуют. Вопросы стимулирования определяются только образовательными организациями.
Анзор Езаов рассказал о таком направлении наставничества, как постинтернатное сопровождение выпускников специализированных учреждений. В Центр социальной (постинтернатной) адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданный на базе школы-интерната № 5, временно (до одного года) зачисляются выпускники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. За ними закрепляются наставники – работники учреждений СПО, в которых они обучаются. На данный момент пост-интернатным сопровождением охвачено 11 человек. Кроме того, за выпускниками спецучреждений закрепляются кураторы из числа волонтёров. Эта мера сегодня реализуется в пилотном режиме.
Министр проинформировал о мероприятиях в рамках проведения Года педагога и наставника, направленных в том числе на популяризацию педагогической профессии и наставничества.
Подытоживая выступление, А. Езаов указал на необходимость разработки комплекса мер по стимулированию педагогических работников на региональном уровне, принятия соответствующих документов на муниципальном.
О развитии института наставничества в области молодёжной политики доложил А. Ахметов. Он остановился на вопросах реализации комплексного проекта «Я – наставник», который в основном ориентирован на подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проекта «Бизнес в село», предусматривающего встречи с молодыми предпринимателями и активной молодёжью, профориентационного медиапроекта «Точка взлёта», основная цель которого – рассказать молодым людям о неочевидных профессиях.
Замминистра представил данные опроса, проведённого в социальных сетях, в котором участвовала молодёжь в возрасте от 18 до 35 лет. Он показал наличие потребности в наставничестве в области профессионального развития, духовно-нравственной сфере, сфере образования. 49 % респондентов ответили, что хотели бы быть наставниками, 28 % – подопечными.
Доклады дополнили директор ДТДМ К. Калмыкова, заместитель директора по научно-методической работе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ирина Шонтукова, председатель Молодёжной палаты при Парламенте КБР Екатерина Борисевич, директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ
им. Х. М. Бербекова Ольга Михайленко, учитель средней школы
с. Прималкинского Галина Дудка. Выступающие поделились опытом работы в сфере наставничества, рассказали о реализуемых ими моделях, в том числе таких новых формах взаимодействия, как «педагог-новатор – консервативный педагог», «опытный предметник – неопытный предметник», «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации» и др. Заместитель руководителя республиканского Многофункционального молодёжного центра Оксана Кушхова представила подробную информацию о реализации проекта «Я – наставник».
Участники заседания заострили внимание на вопросах создания единой информационной базы наставников, разработки единых организационных и методических условий создания региональной системы научно-методического сопровождения деятельности педагогов-методистов и педагогов-наставников. Также рассмотрена возможность создания региональной ассоциации наставников и координационного совета по наставничеству для организации работы по развитию системы наставничества. По итогам обсуждения принято решение с рекомендациями в адрес профильных министерств и заинтересованных организаций.
Бела МАРЬЯНОВА.