В выставочном павильоне парка им. 100-летия КБР открылась экспозиция «Трэш ток» дагестанского художника Закарьи Закарьяева, посвящённая жизни человека в цифровую эпоху, его взаимоотношениям в социуме. Материалами для экспонатов стали компьютерные клавиши и провода. Вошла в экспозицию и графика.
Организатором события выступил институт развития города «Платформа».
Это не первый визит художника в Кабардино-Балкарию – внимательные нальчане помнят его как участника фестиваля «Детская платформа». В этот раз он приехал не с мастер-классом, а с собственным проектом. Название «Трэш ток» отсылает нас к англоязычному термину, означающему пустую болтовню, которой зачастую наполнены современные социальные сети. В Нальчике можно увидеть 17 работ, входящих в проект, а всего их около 80. Проект стартовал в 2020 году. На каждую работу уходило около 15 клавиатур, а основой для скульптур стал пенопласт. Закарья Закарьяев отмечает, что рабочая техника не пострадала – в дело шли исключительно пришедшие в негодность клавиши. Можно сказать, что такой подход неплохо вписывается в современную концепцию осознанности – пластмассовые клавиши не отправились на свалку, а стали частью арт-объектов.
Игра слов, по признанию самого художника, занимает важное место в его творчестве. Толчком для создания проекта послужило популярное в интернет-среде определение «кнопочный герой» – так и называется одна из скульптур.
– По сути, в этом проекте я изобразил всех нас, – комментирует художник. – Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни, а мы даже не заметили этого. на самом деле интернет – очень хороший и полезный инструмент, но порой мы используем этот ресурс для совершенно бесполезных занятий.
Провести выставку в Нальчике Закарья Закарьяев планировал уже давно, и благодаря поддержке арт-координатора «Платформы» Керима Аккизова идея воплотилась в жизнь. Выставочный павильон гостю очень понравился – он отметил, что благодаря меняющемуся освещению работы очень по-разному выглядят днём и вечером. Не исключает художник и повторный визит – сейчас он работает над новым проектом в графике.
Ирония, а порою и самоирония автора прослеживается в каждой работе и каждом названии. Такой настрой самым положительным образом сказывается на восприятии. У зрителя не возникает ощущение, что автор пытается его вразумить: напротив, каждый посетитель становится активным участником этого осмысления современной жизни, которую с юмором интерпретирует Закарья Закарьяев. Можно усмотреть в этом элементы метамодернизма, а можно просто насладиться яркой и необычной выставкой.
Концепция проекта отражает и знакомое нам всем деление интернет-сообщества на различные группы – это и представители субкультур, и сами кнопочные герои, и, например, поклонники кулинарии. Несмотря на то, что выбранный материал может показаться довольно статичным, каждый экспонат полон динамики.
Оказывается, с помощью клавиатуры и других элементов техники можно создать весьма необычные фактуры. Их смелые сочетания создают узнаваемые, иногда весьма гротескные, но неизменно яркие образы. Яркости хватает и графике – порой минималистичной, порой детализированной. Каждая работа – это полноценное авторское высказывание, преломление современных реалий через призму творческого восприятия. Игра слов прослеживается и здесь, снова заставляя понимающе улыбнуться.
Марина Мазуренко.