Систему выявления, поддержки и развития одарённых детей и молодёжи обсудили на совете Общественной палаты КБР. Перед его началом членам ОП показали работы воспитанников детской академии творчества «Солнечный город», где и состоялось заседание.
Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики Ирина Шонтукова рассказала, что в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одарёнными детьми. Проблема её развития и поддержки детских талантов решается на самом высоком уровне.
В республике в октябре будет создан региональный центр выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки. Он будет существовать как выделенное структурное подразделение детской академии творчества «Солнечный город». Для создания необходимой инфраструктуры центра Минпросвещения КБР приняло участие в конкурсном отборе на выделение субсидии в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». По итогам конкурса Кабардино-Балкарии выделена субсидия – более двухсот миллионов рублей.
Основными целями создания центра являются поиск проявляющих выдающиеся способности детей и подростков, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития, координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей детей, обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодёжью по формированию и развитию их познавательных интересов.
В школах и лицеях развиваются три основных направления по развитию творческих способностей детей. Первое – когда в условиях школ индивидуальная работа с детьми, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов, строится на энтузиазме учителя и зависит от его профессиональных и личностных качеств.
Второе направление в этой работе связано с организацией в структуре традиционных школ профильного или углубленного изучения отдельных предметов. На сегодняшний день открыто 216 профильных классов, в которых занимаются около 4000 учащихся.
Третье – открытие в республике учреждений нового типа, которым является академия «Солнечный город». В основе их деятельности переход от традиционного к новому содержанию образования, поиск современных форм и методов, максимальная индивидуализация обучения, развития творческих способностей детей.
С февраля 2017 года на базе детской академии творчества «Солнечный город» начал функционировать детский технопарк, в котором в настоящее время занимаются более 800 человек. Его открытие позволило создать инновационную модель учреждения дополнительного образования технического и естественно-научного уклона, обеспечивающего привлечение школьников к научно-техническому творчеству, повышение интереса к инженерным, техническим специальностям, профессио-
нальную ориентацию и популяризацию науки и техники.
Прикладными направлениями, выбранными для формирования профессио-
нально-ориентированной образовательной среды в детском технопарке, являются: РОБО, НАНО, КОСМО, IT и ЭНЕРДЖИ.
В Терском и Майском районах открыты структурные подразделения детской академии творчества «Солнечный город», где занимаются более 700 детей.
Для совершенствования форм работы с одарёнными детьми в республике реализуется проект «Умницы и умники». В 2018 г. двое наших ребят вышли в финал и получили право на поступление в Московский государственный институт международных отношений. В этом году представители республики, которые вышли в финал, не набрали необходимое количество баллов, дающее право на льготное поступление в МГИМО.
На заседании совета отмечен ряд проблем в процессе выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях. Основная заключается в нехватке квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей.
Кроме того, существует проблема недостаточного материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования, особенно на муниципальном уровне. Причина та же – отсутствие необходимых финансовых средств в бюджетах муниципалитетов.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты КБР по образованию, науке, молодёжной политике, туризму и спорту Нина Байчекуева рассказала о мониторинге, проведённом комиссией. По её мнению, работа по выявлению и поддержке одарённых детей не носит системного характера. Имеющаяся система мотивации для одарённых детей и молодёжи недостаточно эффективна.
– Наблюдается спад творческой активности учащихся, ослабевает интерес к учебно-исследовательской деятельности и олимпиадному движению. Республика потеряла некоторые позиции на всероссийских олимпиадах по предметам, по которым традиционно занимали призовые места (экология, биология, астрономия, химия). Победителей и призёров по физике и математике от республики на Всероссийском этапе олимпиады школьников за последние годы нет, – отметила Нина Байчекуева.
Наметившиеся в последние годы в Кабардино-Балкарии негативные тенденции в области физико-математического образования на всех уровнях образовательной деятельности не могут не вызывать тревогу. Популярность физико-математических и инженерных направлений среди выпускников школ и колледжей упала. Не готовятся в должной мере педагогические кадры по физико-математическим дисциплинам для школ и колледжей республики.
Председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов обратил внимание на тот факт, что в школах республики не преподают черчение – предмет, который необходим для поступления на инженерные специальности. Он напомнил о том, что качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства.
– Со школьной скамьи надо заниматься решением этих вопросов и поднять уровень профориентационной работы со школьниками, – отметил председатель ОП.
На факт, что республика не направляет победителей республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников на заключительный этап из-за отсутствия финансирования, обратил внимание член Общественной палаты Российской Федерации Заурби Нахушев и подчеркнул, что это ещё раз подтверждает, что поддержка и продвижение одарённых детей недостаточны.
Принято решение, в котором отмечено, что достижения в работе с одарёнными детьми и молодёжью имеются, но выявили ряд проблем. Выработаны рекомендации Министерству просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, научным и профессиональным образовательным организациям и другим заинтересованным ведомствам.