Поддержка юных талантов приоритетна.

Систему выявления, поддержки и развития одарённых детей и молодёжи обсудили на  совете Общественной палаты КБР. Перед его началом членам ОП показали работы воспитанников детской академии творчества «Солнечный город», где и состоялось заседание.  
Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики Ирина Шонтукова рассказала, что в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одарёнными детьми. Проблема её развития и поддержки детских талантов решается на самом высоком уровне.  
 В республике в октябре будет создан  региональный центр выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки.  Он будет существовать  как выделенное структурное подразделение детской академии творчества «Солнечный город». Для создания необходимой инфраструктуры центра Минпросвещения КБР приняло участие в конкурсном отборе на выделение субсидии в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». По итогам конкурса Кабардино-Балкарии выделена субсидия – более двухсот миллионов рублей. 
Основными целями создания центра являются поиск проявляющих выдающиеся способности детей и подростков, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития, координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей детей, обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодёжью по формированию и развитию их познавательных интересов.
В школах и лицеях развиваются три основных направления по развитию творческих способностей детей. Первое –  когда в условиях школ индивидуальная работа с детьми, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов, строится   на энтузиазме учителя и зависит от его профессиональных и личностных качеств.
 Второе направление в этой работе связано с организацией в структуре традиционных школ профильного или углубленного изучения отдельных предметов.  На сегодняшний день открыто 216 профильных классов, в которых занимаются около 4000 учащихся.   
Третье – открытие в республике учреждений нового типа, которым является  академия «Солнечный город». В основе их деятельности переход от традиционного к новому содержанию образования, поиск современных форм и методов, максимальная индивидуализация обучения, развития творческих способностей детей.  
С февраля 2017 года на базе детской академии творчества «Солнечный город» начал функционировать детский технопарк, в котором в настоящее время   занимаются   более 800 человек. Его открытие позволило создать инновационную модель учреждения дополнительного образования технического и естественно-научного уклона, обеспечивающего привлечение школьников к научно-техническому творчеству, повышение интереса к инженерным, техническим специальностям, профессио-
нальную ориентацию и популяризацию науки и техники.  
Прикладными направлениями, выбранными для формирования профессио-
нально-ориентированной образовательной среды в детском технопарке, являются: РОБО, НАНО, КОСМО, IT и ЭНЕРДЖИ.
В Терском и Майском районах открыты структурные подразделения детской академии творчества «Солнечный город», где   занимаются более 700 детей.
Для совершенствования форм работы с одарёнными детьми   в республике реализуется проект «Умницы и умники».  В 2018 г. двое наших ребят вышли в финал   и получили право на поступление в Московский государственный институт международных отношений. В этом году представители республики, которые вышли в финал, не набрали необходимое количество баллов, дающее право на льготное поступление в МГИМО.
На заседании совета отмечен ряд проблем в процессе выявления и поддержки талантливых детей на всех уровнях. Основная заключается в нехватке квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей. 
Кроме того, существует проблема недостаточного материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования, особенно на муниципальном уровне. Причина та же – отсутствие необходимых финансовых средств в бюджетах муниципалитетов.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты КБР по образованию, науке, молодёжной политике, туризму и спорту Нина Байчекуева рассказала о мониторинге, проведённом комиссией. По её мнению, работа по выявлению и поддержке одарённых детей не носит системного характера. Имеющаяся система мотивации для одарённых детей и молодёжи недостаточно эффективна.
– Наблюдается спад творческой активности учащихся, ослабевает интерес к учебно-исследовательской деятельности и олимпиадному движению. Республика потеряла некоторые позиции на всероссийских олимпиадах по предметам, по которым традиционно занимали призовые места (экология, биология, астрономия, химия). Победителей и призёров по физике и математике от республики на Всероссийском этапе олимпиады школьников за последние годы нет, – отметила Нина Байчекуева. 
Наметившиеся в последние годы в Кабардино-Балкарии негативные тенденции в области физико-математического образования на всех уровнях образовательной деятельности не могут не вызывать тревогу. Популярность физико-математических и инженерных  направлений среди выпускников школ и колледжей упала. Не готовятся в должной мере педагогические кадры по физико-математическим дисциплинам для школ и колледжей республики.
Председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов обратил внимание на тот факт, что в школах республики не преподают черчение – предмет, который  необходим для поступления на инженерные специальности. Он напомнил о том, что качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства.
– Со школьной скамьи надо заниматься решением этих вопросов  и поднять  уровень профориентационной работы со школьниками, – отметил председатель ОП.
На факт, что республика не направляет победителей республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников на заключительный этап из-за отсутствия финансирования, обратил внимание член Общественной палаты Российской Федерации Заурби Нахушев и подчеркнул, что это ещё раз подтверждает, что поддержка и продвижение одарённых детей недостаточны.
Принято решение, в котором отмечено, что  достижения в работе с одарёнными детьми и молодёжью имеются, но выявили ряд проблем. Выработаны рекомендации Министерству просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, научным и профессиональным образовательным организациям и другим заинтересованным ведомствам.
 

 

Ольга КЕРТИЕВА.

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.03.2024 - 10:01

Политическая и социальная стабильность в обществе сохранена

Глава КБР Казбек Коков провёл совместное заседание постоянно действующего регионального координационного совещания по обеспечению правопорядка и Совета по экономической безопасности Кабардино-Балка

29.03.2024 - 09:43

Казбек Коков, Владимир Владимиров и Рашид Темрезов встретились с делегатами межрегионального туристско-патриотического слета «Мосты дружбы»

Глава КБР Казбек Коков, Глава КЧР Рашид Темрезов и Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров встретились и пообщались с участниками межрегионального туристско-патриотического слета «Мосты

29.03.2024 - 09:41

Казбек Коков и Владимир Владимиров приняли участие в заседании Совета при полпреде Президента РФ в СКФО

Глава КБР Казбек Коков и находящийся с визитом в Кабардино-Балкарии губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в режиме видеоконференцсвязи приняли участие в заседании Совета при полномочн

29.03.2024 - 09:38

В Эльбрусском районе в условиях высокогорья развивают рыбоводческое хозяйство

Глава КБР Казбек Коков с Губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым посетили самое высокогорное рыбное хозяйство России – предприятие «Асыл Суу», сооб

29.03.2024 - 09:03

Вклад СКГИИ в развитие культуры в республике неоценим

Под председательством руководителя законодательного органа республики Татьяны Егоровой состоялось выездное заседание президиума Парламента КБР.