Первые удары сердца деревянных часов возмутили спокойствие мастерской Андрея Евдокимова в 2012 году, когда он «оживил» сложную механическую конструкцию. В год народного искусства и нематериально культурного наследия России хочется рассказать о чудесах, материализованных руками этого мастера.
Принято считать, что самое раннее использование термина «часовщик» относится к 1390 году, примерно через столетие после появления первых механических часов. Лучшие часовщики умели создавать и научные приборы, так как долгое время они оставались единственными мастерами, обученными проектированию точных механических устройств. В России в XIX веке сложилась династия резчиков часов из дерева, капа и кости – братья Бронниковы из Тулы, обученные отцом, прославили уездный городок. Нальчанин Андрей Евдокимов самостоятельно научился создавать прекрасно действующие механизмы, по дизайну представляющие собой произведения искусства. Не случайно в 2013 году руководитель республиканского центра народных промыслов и ремёсел Аслан Урусов, увидев произведения мастера, предложил ему участвовать в экспозиции Национального музея и далее возил их с передвижной выставкой по России. Всюду часы ручной работы вызывали живой интерес.
В юности Андрей Григорьевич окончил профессионально-техническое училище по специальности «радиоэлектроника», после армии перепробовал массу различных профессий, в каждой достигая достаточно высокого уровня. Он считает, что мужчина должен уметь всё, поэтому приобрёл навыки радиомонтажника, столяра-плотника, электрика, бетонщика и даже зверовода. В сочетании с природным художественным чутьём все эти навыки позволили ему в определённый момент смастерить часы. В случайном диалоге на специализированном интернет-форуме с мастерами столярного дела для подтверждения профессионализма ему предложили сделать что-то подобное модели деревянных часов мастера из Белоруссии. Это предложение по-настоящему разожгло интерес, и для продления срока жизни деревянной конструкции он использовал особо твёрдые породы древесины – в винтиках и шестерёнках обрели вторую жизнь дуб, бук и дикая вишня. Для более точного хода часов в них применился так называемый «кузнечиковый спуск».
Мастер называет свой стиль фантасмогорично – «скелетон». Открытый часовой механизм – это максимальная лёгкость и прозрачность конструкции, без давящих коробов. Изучению и совершенствованию часового механизма предела нет, и сегодня, будучи занят другими столярно-плотницкими работами в цехе, Андрей продолжает обдумывать инженерные концепции. Неудачные варианты, по словам Евдокимова, он без сожаления выбрасывает или разбирает, по способу мышления считает себя больше «технарём», чем художником, и на дух не переносит неточности. На предложение руководства Национального музея КБР приобрести у него экземпляр часов пока отвечает отказом. Считает, что часы для музея ещё не появились на свет, над ними нужно серьёзно и кропотливо работать, чем ему и предстоит заняться в обозримом будущем.
– Пятьдесят разных моделей часов сделаны за последние десять лет, – рассказывает мастер. – На самом деле мало кто занимается часами, так как дело это сложное, требующее большого количества времени, усилий, моральных и финансовых вложений. Срок изготовления часов – от двух месяцев до трёх-четырёх лет. Экспериментирую на ходу, делаю вычисления, так как механизмы деревянных часов нигде не описаны. Желающих обучиться этому делу я тоже не вижу, молодые люди сегодня предпочитают зарабатывать средства на жизнь более традиционными и быстрыми способами. Однако я научил этому ремеслу сына, но для него это скорее хобби. Несколько экземпляров моих работ были куплены, одни приобрёл художественный салон в Санкт-Петербурге, но в основном их дарю. Задумок много, времени мало. Хочется заняться музыкальными инструментами: меня интересуют духовые органы, механические музыкальные автоматы – шарманки, я и сейчас периодически настраиваю по тону и громкости органные трубки, так называемые голоса. Всю жизнь учусь, люблю открывать для себя неизведанное.
А тем временем нежно тикают деревянными чакрами механизмы, наполняя пространство энергией леса и всепроникающим напоминанием о конечности бытия, ритмично и настойчиво побуждая жить предельно полнокровно.
Марина БИДЕНКО