В преддверии первомайских праздников в Национальном музее КБР открылась персональная выставка лауреата Государственной премии респуб-лики, художника Ибрагима Занкишиева под названием «Человек. Дом.
Дерево», приуроченная к 80-летнему юбилею автора.
Это девятая персональная выставка художника, экспозицию которой сос-тавили около семидесяти работ разных лет, никогда ранее не выставлявшихся, самая ранняя из них написана пятьдесят восемь лет назад. Здесь и портреты выдающихся личностей, представляющих национальную культуру, созданные на одном дыхании пейзажи, выражающие силу земли и определённые автором как «пейзажи-состояния», тематические композиции, наполненные сакральным смыслом, и натюрморты, рассказывающие гораздо больше, чем выражают выстроившиеся в ряд предметы. Показателен в этом смысле «Пейзаж-сон», написанный по сюжету, однажды приснившемуся автору и покоряющий своим неведомым, но притягательным содержанием. Работы «Над миром. Корни», «Къадар» и «Одиночество в раю» покоряют воображение одномоментным погружением в себя и усиливающими этот процесс композиционными спецэффектами, присущими художнику. Многочисленные образы поселений и отдельных домов, со слов автора, являются собирательными, так как сегодня от этих строений осталась лишь память. Художника вдохновили как сами постройки, которые он рисовал с натуры, так и графические рисунки архитектора и графика Эммануила Бернштейна, в 1939 году создавшего серию работ «По ущельям Балкарии». Невероятным теплом и любовью пропитаны стены старинных построек, дворики и навесы жилищ, примостившихся на склонах гор. Персонажи, обитающие в этих домах на картинах Занкишиева, замерли в состоянии счастья бытия, когда стройный поток жизни от восхода до заката ничто не тревожит. Непростая трудовая жизнь горца в борьбе за выживание, тем не менее, не противопоставлена силам природы, натиск которых приходится преодолевать, напротив, в работах художника ярко ощущается гармония с природными ритмами, рождающая бесконечную человеческую силу и мудрость. Рядом с этими произведениями становится по-человечески тепло, рождается чувство глубокой благодарности автору за его неустанный труд и предлагаемую возможность верить в чудо.
– Каждая выставка Ибрагима Занкишиева становится настоящим открытием, впечатляя разножанровостью, богатством фантазии и глубокими раздумьями, – сказала, открывая выставку, заместитель министра культуры КБР Аминат Карчаева. – Особая мудрость и смысл произведений Ибрагима Хусеевича позволяют нам ощутить не только эстетическое чувство, но прежде всего состояние духовного единения со своим народом, своей культурой, поселяющееся в сердце на всю жизнь. Эти работы стали классикой и вошли в золотой фонд изобразительного искусства Кабардино-Балкарии.
– Знакомство с произведениями Ибрагима можно назвать погружением в любовь, – отметила председатель республиканского отделения Союза художников КБР Жанна Канукова. – За внешне суровым обликом горца скрыта душа, наполненная любовью к своему народу, истории, традициям, и это сильное чувство передаётся посетителям выставки.
Член Союза писателей КБР Сакинат Мусукаева назвала художников людьми с особым чувством к жизни. Она напомнила, что Занкишиев является одним из первых профессиональных художников республики, работы которого каждый раз удивляют своей силой и потенциалом.
Друг Ибрагима художник и музыкант Азнор Сарбашев отметил особую категорию первых профессиональных художников республики, к плеяде которых принадлежит Ибрагим Занкишиев. Азнор выразил благодарность художнику за то, что, помимо новых произведений, он вынес на суд зрителей работы, долгие годы находящиеся в мастерской.
Директор Национального музея Феликс Наков передал приветственный адрес от художника Германа Паштова, чья персональная выставка недавно прошла в этом зале.
Марина БИДЕНКО.